В этой статье мы будем говорить о кранах повышенной проходимости с телескопическими стрелами, смонтированных на колесных автомобильных шасси и специальных шасси автомобильного типа. Краны короткобазные, с раскладывающимися решетчатыми стрелами на гусеничных шасси, на специальных несамоходных колесных шасси (прицепах), а также на шасси тракторного типа и на шарнирно-сочлененной раме не являются темой данной статьи.
Категорию проходимости грузового автомобиля определяют по целому ряду параметров: колесная формула, удельная мощность, давление колес на опорную поверхность, тип подвески и т. .д. В отечественной технической литературе приводятся разные определения грузовых автомобилей (и соответственно кранов на их шасси) повышенной проходимости.
Наше «всё» – ГОСТ Р 52051–2003 – дает следующее замысловатое толкование (в нашем упрощенном изложении): «Транспортные средства, масса которых свыше 12 т, относятся к категории «повышенной проходимости», если они имеют одновременный привод всех колес (в том числе одну отключаемую ось) либо если соблюдаются следующие требования: а) по меньшей мере половина осей имеет привод; б) имеется по меньшей мере один механизм блокировки дифференциала; в) одиночное транспортное средство может преодолевать подъем 25%, а также г) соблюдаются по меньшей мере четыре из шести следующих требований: угол въезда не менее 25°; угол съезда не менее 25°; угол продольной проходимости не менее 25°; дорожный просвет под передней осью не менее 250 мм; межосевой дорожный просвет не менее 300 мм; дорожный просвет под задней осью не менее 250 мм.
Самый мощный из предлагаемых в России мобильных кранов компании XCMG – мод. QY160K грузоподъемностью (г/п) 160 т вполне подходит под определение российского ГОСТа, т. к. имеет полноприводное 6-осное шасси (12х12) с дорожным просветом 300 мм.
Конструкция гидросистемы принципиально новая, на нее получено шесть государственных патентов Китая. Точное управление краном осуществляется двумя высокочувствительными джойстиками, расположенными на подлокотниках сиденья оператора. Выдвижение 6-секционной телескопической стрелы овального профиля длиной 61,4 м (с гуськом 88,6 м) осуществляется одним гидроцилиндром со специальной блочной системой. Высота подъема груза (без гуська) – до 79 м. Минимальный радиус работы крана составляет 3 м. Шасси и крановая установка оснащены отдельными двигателями мощностью 390 и 162 кВт соответственно. Подвеска гидропневматическая, максимальная скорость движения достигает 80 км/ч. В транспортном положении QY160K весит 54 900 кг.
Согласно маркетинговым исследованиям основные доли мирового рынка мобильных кранов по объемам продаж и производства теперь приходятся на Китай. Китай является самым большим в мире рынком мобильных кранов, причем до 90% мобильных кранов, произведенных в стране, продается на внутреннем рынке. Десять процентов объема производства китайских мобильных кранов идет на экспорт. Этот объем составляет 80% импорта мобильных кранов на всех рынках мира.
В России предлагается ряд моделей полноприводных мобильных кранов XCMG г/п от 25 до 500 т.
В ГОСТе почему-то не упоминаются односкатные внедорожные шины и система регулирования давления в шинах, а также увеличенная удельная мощность, часто встречающиеся у автомобилей повышенной проходимости.
Краны высокой проходимости. Из определений, встречающихся в отечественной технической литературе, видно, что грузовые автомобили высокой проходимости должны иметь характеристики, близкие к гусеничным машинам: без затруднений преодолевать броды, рвы, снег, топкий илистый грунт, песок. Для этого автомобили высокой проходимости оснащаются специальными шинами: арочными, сверхнизкого давления, а также прочими устройствами, повышающими проходимость.
Краны высокой проходимости достаточно «нишевый» продукт. В основном они используются в армии и других силовых структурах либо на особенно тяжелом бездорожье в отдаленных регионах, поэтому в нашем обзоре мы о них не говорим.
Мы будем рассматривать более распространенные краны на шасси повышенной проходимости (не обязательно точно соответствующие ГОСТовскому определению), как наиболее распространенные в строительной и других отраслях.
В западной технической литературе различают краны на шасси грузовиков (truck cranes – англ.) и на специальных шасси автомобильного типа (all-terrain cranes – «краны для любых поверхностей»). Как следует из английского названия, краны на спецшасси обладают повышенной проходимостью.
С российскими определениями кранов повышенной и высокой проходимости описания кранов на специальных шасси, которые производятся зарубежными компаниями, совершенно не совпадают. Шасси кранов повышенной проходимости конструктивно мало отличаются от дорожных, т. к. состоят из узлов и агрегатов серийных автомобилей, тогда как специальные шасси комплектуются многими специально для них разработанными узлами и агрегатами, одним или двумя двигателями.
Грузоподъемность кранов на спецшасси может составлять от 40 до 1000 т и более, а высота подъема грузов достигает 150 м, это мощные и в то же время точно позиционирующие грузы машины. Вообще спецшасси больше призваны нести огромные нагрузки от мощных крановых установок и поднимаемых ими сверхтяжелых грузов, а также обеспечивать передвижение машины по различным поверхностям: твердым покрытиям и умеренно пересеченному грунту, а не гарантировать высокую проходимость машины по бездорожью и преодоление препятствий. Для этого спецшасси оснащаются, как правило, большим количеством осей (четыре и более). Это помогает сохранять равновесие и не переворачиваться при движении по бездорожью.
Так, у самого мощного в линейке мобильных кранов Liebherr мод. LTM 11200-9.1 г/п 1200 т спецшасси имеет 9 осей с односкатными шинами! Мосты 1-й, 2-й, 4-й и 5-й – неведущие. Мосты 2-й и 4-й имеют блокировку продольного дифференциала, а 4-й и 5-й – межколесного. Подвеска гидравлическая, с блокировкой, с автоматической регулировкой уровня и выравниванием нагрузки на оси параллельных пар.
Телескопическая стрела длиной 100 м + удлинение 22 м (10+6+6) + оголовок F 6,5 м поднимает грузы на высоту 120 м с максимальным вылетом 82 м.
Все мосты имеют рулевое управление, есть пять программ рулевого управления. Электрогидравлическое рулевое управление задними мостами активное, зависящее от скорости машины и угла поворота колес переднего моста.
Liebherr – одна из немногих компаний-производителей кранов, которая полностью самостоятельно производит и двигатели для них. Двигатель шасси мод. LTM 11200-9.1 развивает мощность 500 кВт, трансмиссия автоматическая 12-ступенчатая с двумя передачами заднего хода, с гидротрансформатором и тормозом-замедлителем. Скорость движения – до 75 км/ч. Двигатель крановой установки мощностью 270 кВт имеет электронное управление.
Главный противовес массой 202 т состоит из основной плиты 22 т, 16 плит по 10 т и четырех плит по 5 т. Дополнительно может быть установлено балластировочное устройство на гидравлическом приводе. Монтаж балласта производится без монтажного крана.
Компания Liebherr предлагает в России большую линейку кранов на спецшасси г/п от 30 до 750 т и с числом осей от 2 до 9.
Среди кранов модели на спецшасси считаются люксовой версией мобильных гидравлических кранов, как Hummer или Range Rover среди легковых автомобилей. Спецшасси существенно дороже в производстве и эксплуатации, чем шасси автомобилей повышенной проходимости. На российском рынке краны на спецшасси представлены в основном продукцией иностранных компаний.
К сожалению, попытки отечественных краностроителей организовать производство спецшасси на базе Брянского автозавода не увенчались успехом. Можно считать «почти отечественным» аналогом западных спецшасси шасси Минского завода колесных тягачей (МЗКТ).
В России и в Северной Америке наиболее популярны краны на автомобильных шасси, тогда как в Западной Европе более широко используются грузовики с краноманипуляторными установками. Краны на специальных шасси примерно одинаково популярны во всех упомянутых регионах. Краны повышенной проходимости, как и следует из их названия, предназначены для эксплуатации в таких условиях, которые неприемлемы для кранов на обычных автомобильных шасси: прежде всего для работы на труднопроходимой пересеченной местности, на бездорожье. В нашей стране таких мест и стройплощадок много, и именно поэтому у нас так популярны автокраны повышенной проходимости: в горнодобывающей и нефтегазодобывающей отраслях, при прокладке трубопроводов, строительстве тепло- и гидроэлектростанций, элементов транспортной инфраструктуры: дорог и мостов, других сооружений, в коммунальном и сельском хозяйстве.
Сферу использования мобильных кранов расширяет сменное навесное оборудование: грейферы, гидробуры, рабочие платформы высотного доступа и т. д.
Так, «Челябинский механический завод» (ЧМЗ) выпускает кран-подъемник «ЧЕЛЯБИНЕЦ» КС-55733-33 г/п 32 т со стрелой овоидного профиля длиной 33 м, который может оснащаться 2-местной рабочей платформой (люлькой). Люлька может подниматься на высоту 12 или 35,8 м, поворачиваться относительно кронштейна подвески на 360°. Имеется быстродействующий механизм монтажа-демонтажа люльки. При работе с люлькой не требуется демонтировать крюковую подвеску. Масса стрелы снижена за счет того, что ряд ее компонентов выполнен из высокопрочной стали. Стрела может телескопироваться с грузом до 6 т.
Шасси полноприводное КАМАЗ с колесной формулой 8х8. Кабина шасси утепленная, может быть со спальным местом или без него. В кабине имеется цветной 7-дюймовый дисплей с сенсорным управлением, электропропорциональная система управления крановыми операциями с помощью джойстиков. Двигатель единый для шасси и крановой установки мощностью 235 или 265 кВт, V-образный. Скорость движения машины – до 60 км/ч.
ОАО «ЧМЗ» осуществляет продажу автокранов КС на полноприводных шасси «Урал», КамАЗ с колесной формулой 6х6 и 8х8 с крановыми установками со стрелами длиной от 19 до 34,3 м г/п от 16 до 50 т, все они могут оснащаться съемными рабочими платформами для выполнения работ по обслуживанию зданий и сооружений, линий электропередачи и связи, воздуховодов и других работ, требующих подъема людей и инструмента на высоту до 39 м.
Кроме того, с начала 2019 г. запущена в серию модель автокрана г/п 40 т с увеличенным размером опорного контура, позволяющим работать с грузами в зоне 360°, с сохранением грузовых характеристик.
Довольно большую долю кранов повышенной проходимости составляют машины, которые сдаются в аренду, поскольку постоянное владение краном такого типа обходится достаточно дорого и владельцу требуется все время загружать кран работой либо отдавать в аренду.
Отвечая на запросы потребителей, отечественные производители выпускают множество моделей кранов повышенной проходимости, иностранные компании также поставляют на наш рынок немало кранов этого типа.
Повышение грузоподъемности и увеличение длины стрелы. Горнодобывающая и нефтегазовая отрасли у нас держатся «в тонусе», и у этих отраслей имеется устойчивый спрос на краны высокой проходимости более высокой грузоподъемности.
Так, «Галичский автокрановый завод» (ГАКЗ) выпускает кран КС-84713-6 «Галичанин» г/п 100 т с электронной системой управления на шасси МЗКТ-750001 (10х10).
Основная телескопическая стрела длиной 51 м имеет инновационный профиль «ОВАЛОИД». Имеется двухсекционный откидной удлинитель длиной до 18 м и промежуточная секция между стрелой и гуськом длиной до 12 м для увеличения высоты подъема до 81,7 м. Крановая установка универсальная, может монтироваться на шасси различных производителей (Volvo, Iveco, Scania, Tatra) с колесной формулой 10х4 и 10х10. Кабина крановщика оснащена системами климат-контроля и наклона до 25°. На 7-дюймовый монитор выводится информация для безопасной работы крановщика: параметры двигателя, текущая грузоподъемность, ограничение рабочих зон оборудования, определяемых конструкцией и условиями эксплуатации, а также информация о скорости ветра, текущем крене и др. Интеллектуальная система помогает оператору регулировать скорость для плавного выполнения крановых операций.
Машина оснащается двумя дизельными двигателями ЯМЗ: шасси (мощность 309 кВт) и крановая установка (139 кВт). Возможна также комплектация двигателями Cummins, Volvo Penta, Deutz, Weichai. Наборные противовесы массой до 26 т позволяют работать с грузами на вылете до 52 м в зоне 360°. Есть возможность телескопирования стрелы с грузом массой до 20 т.
Ежегодно ГАКЗ выпускает более тысячи автокранов КС, в том числе большое количество кранов повышенной проходимости на полноприводных шасси КАМАЗ, УРАЛ с колесной формулой 6х6 и 8х8 г/п от 25 до 70 т со стрелами овоидного профиля длиной от 21,7 до 42 м.
Кроме ряда конструктивных мер, которые будут описаны в других разделах, для увеличения грузоподъемности, а также уменьшения нагрузки на ось при переездах на некоторых современных моделях кранов предусматривается съемный дополнительный противовес.
Одна из новых тенденций в конструкции кранов повышенной проходимости – увеличение длины стрелы для того, чтобы увеличить рабочую зону крана. На рынке многие производители предлагают модели кранов повышенной проходимости с возможностью выбора (как опции) длины стрелы и вылета, отвечая на растущий спрос со стороны потребителей.
Отчетливо прослеживается современная тенденция: сделать краны проще в эксплуатации и упростить их подготовку к работе. Например, краны оснащаются автоматическими системами установки гуська.
Электронные системы управления. Современные мобильные краны оснащаются электрическими приводами и инновационными электронными системами с интуитивно-понятным управлением, которые обеспечивают возможность осуществления всех операций водителем непосредственно из кабины, а также способствуют экономии топлива, например, такие, как «экономичный» режим работы ECOmode.
Шасси. Как уже отмечалось, грузоподъемность кранов повышенной проходимости увеличивается, поэтому количество осей у крановых шасси становится все больше, известны модели даже с 12-ю осями.
Так, компания Zoomlion выпускает широкую линейку мобильных кранов на спецшасси, в т. ч. полноприводных, с числом осей от 6 (12х12) до 8 (16х16) и г/п от 180 до 500 т.
Мобильный кран Zoomlion QAY350V533 г/п 350 т на 7-осном полноприводном спецшасси (14х14) принадлежит к новейшей серии кранов V. Клиренс – 305 мм. Двигатель единый для шасси и крановой установки мощностью 420 кВт и 9-ступенчатая трансмиссия обеспечивают машине возможность передвигаться со скоростью до 70 км/ч и преодолевать подъемы до 45%.
Кран оснащается стрелой 6-гранного профиля (сертифицирована национальным патентом), способной выдерживать большие нагрузки. Максимальная высота подъема грузов на стреле с гуськом достигает 103 м. Гусек двухсекционный, поворотный. В автокране имеются системы плавной амортизации при остановке груза, демпфирования колебаний груза при поворотах стрелы с быстрой остановкой, уменьшения динамических нагрузок на рабочее оборудование. Электронные системы управления агрегатами крана связаны с помощью шины CAN, имеется функция бортовой диагностики. Масса крана в транспортном состоянии составляет 84 т.
Шасси кранов повышенной проходимости часто оснащаются односкатными шинами с рисунком протектора повышенной проходимости. Подвеска колес также используется гидравлическая, с большим ходом по вертикали, может быть независимой, с блокировкой на время работы крановой установки, чтобы повысить устойчивость машины. Краны повышенной проходимости могут оснащаться рулевым управлением колес на всех или нескольких осях, а также автоматической трансмиссией с гидротрансформатором и большим числом редукторов, обеспечивающей множество передач как переднего, так и заднего хода и хорошие характеристики движения на подъемах и спусках.
Источник : Основные средства